понедельник, 31 октября 2011 г.

Поездка в Индию


Добрый день,  мой читатель!
Хочу вкратце рассказать вам о поездке в Индию с 21 сентября по 13 октября 2011года.  Нас собралась  небольшая группка из 20 человек, и поехали мы по  пути Будды.
В Дели прилетели самолетом из Киева.
Далее поездом до г.Гая (уже существовал в VI веке до н.э.), сели на моторикши и ночью под дождем поехали в Бодгаю. Устроились  в отеле, но не с первого раза. Утром отправились к  святыням. Дерево баньян, под которым Будда обрёл пробуждённое состояние всеведения, называют деревом бо. Несложно заметить, что и название городка Бодхгая происходит от этого корня и значит «место пробуждения возле Гайи». Рядом с деревом бо находится другая достопримечательность – храм Махабодхи. Пядисятиметровый пирамидальный шпиль храма виден со всех концов города и является самым внушительным сооружением Бодхгайи. Храм Великого Просветления был воздвигнут на том самом месте, где царь Ашока в III веке до нашей эры построил первый храм. Считается, что нынешнее здание храма было воздвигнуто в VII веке нашей эры, и восстанавливалось дважды – первый раз в XI веке, а второй раз – в XIX. Под сводами храма находится большая позолоченная статуя Будды. Большинство стран, в которых развито то или иное направление буддизма имеют в Бодхгае свои храмы и монастыри, обычно построенные в характерном для их страны стиле. Это тайский, тибетский, китайский, японский, бирманский, вьетнамский, бутанский, корейский, лаосский и непальский храмы.
Бодхгая представляет собой крупный центр по изучению буддизма. Здесь сосредоточено множество курсов медитации и различных обществ, проводящих ретриты и семинары. Это место часто посещается сильнейшими мастерами различных традиций буддизма. Огромное количество западных учеников притягивается в Бодхгаю этим сосредоточением знания. Многие из них приезжают, чтобы принять участие в семинарах, другие – чтобы совершить паломничество вместе с массой остальных пилигримов, а третьи – чтобы, просто окунуться в безмятежную атмосферу самого святого для буддистов места.

В пару часах езды от Бодхгайи находится Раджгир, где по источникам буддисткой школы Махаяна, Будда совершил Второй и Третий Повороты Колеса Дхармы, дав здесь действительно поворотное учение о Праджняпарамите( глубокие философские и эзотерические основы учения. Благодаря тому, что учения Будды преподавались на разных уровнях, в дальнейшем возникло несколько направлений буддизма). Говорят, Будда провёл здесь около двенадцати лет. На вершине холма Ратнагири, где Будда давал учения, сегодня воздвигнута японская Шанти ступа, куда можно подняться на канатной дороге. В нишах ступы, расположенных согласно четырём сторонам света установлены золотые статуи Будды, каждая из которых символизирует важные моменты его жизни.( рождение, просветление, проповедь и уход). Рядом со ступой построен японский буддистский храм, служба в котором не прекращается ни на минуту. В этом месте мы послушали бой барабанов. Неподалёку начинается узкая тропа, ведущая к маленькой площадке, расположенной над обрывом. Табличка, установленная здесь оповещает посетителей о том, что именно здесь, на Орлиной скале (скала грифов) было дано учение о Праджняпарамите. Нас в этом месте накрыл проливной дождь, мы находились в медитации, пытались почувствовать энергии тех давних  давних  дней. Тропический дождь промочил нас до костей в прямом смысле.  Чуть ниже находилась пещера , в ней медитировал  в течении шести месяцев Ананда.

В девятнадцати километрах от Раджгира находится Наланда. Это руины одного из значительнейших университетов в мировой истории. Основанный в V веке до н.э., университет Наланды был крупнейшим центром по изучению буддистской философии, до тех пор, пока его не разрушили афганские племена, пришедшие сюда в XII веке н.э. По свидетельствам китайского учёного и путешественника Хуаня Жанга, побывавшего в Наланде в VII веке нашей эры, в университе обучалось более десяти тысяч студентов и монахов. Руины зданий университета, когда-то возведенных из кирпича включают Большую Ступу со ступенями и террасами, окружённую большим количеством ступ меньшего размера и развалинами зданий, служивших жилищем студентам университета. Сегодня в Наланде создан интересный археологический музей и международный центр по изучению буддизма.
Когда Будда впервые посетил Раджгир, его встретил царь Бимбисара. Царь, впечатлённый этой встречей, убедил Будду остаться. Он подарил ему бамбуковые рощи, названные Венувана, которые стали любимым местом Будды. Свободные от москитов, располагавшиеся вдалеке от города, с чистым, мягким воздухом и водоёмами с прохладной водой, эти рощи были идеальным местом для медитации. Недалеко от Раджгира находится пещера Будды, в ней он медитировал 6 лет.
Мы ездили к ступе царя Ашоки, рядом находилась школа. Это три класса- малыши, ребята лет по 12-13 и старшие. Внесли свой благотворительный вклад в обучение и дополнительно прибрели для школы учебники, тетради, и канцтовары. Нам хотелось как-то улучшить условия  обучения в школе.
После посещения Бодгаи мы продолжили наш путь Нас ждал  священный город Варанаси, лежащий на берегу Ганга. По своей важности его можно сравнить разве что с Меккой и Иерусалимом, ибо число паломников, ежедневно совершающих омовения в священных водах, воистину неисчислимо. Из числа священных мест, связанных с Гангом (Ганготри, Ришикеш, Харедвар), Варанаси – наиважнейший, и наиболее всего олицетворяет Индию в глазах западных путешественников.
Варанаси, «Вечный Город», служил центром цивилизации и науки на протяжении почти 2000 лет. Двадцатъ пятъ веков тому назад, в городке Сарнатх, что находится в 10 километрах от Варанаси, Будда впервые дал своё учение о просветлении. Варанаси также был известен как Каши и Бенарес, однако современное его название означает город, лежащий между двух рек – Аруной и Аси. Старый город Варанаси расположен вдоль западного берега реки Ганг и обрамляет её многочисленными гатами. Гат – особая лестница, нисходящая к воде и служит для исполнения особых религиозных церемоний. Ганг является самой священной рекой, символом жизни и плодородия, порождённой самим Шивой и олицетворяется божеством Гангой Атри, гаты Ганга самые многолюдные в Индии. Даже в будние дни, на рассвете на них собираются тысячи паломников, чтобы совершить омовение в священной воде Ганга, смыть накопленные грехи и встретить новый дарованный день. Есть в Варанаси особые гаты, где производятся церемонии похорон. Именно там сжигают тела умерших и отправляют прах в воды реки, освобождая души от страданий и очищая грехи, накопленные в течение последней жизни. Варанаси может шокировать. Пожалуй ,никто из посетивших этот город не остался равнодушно спокоен. Город с его грязью и великой духовной чистотой изменяет сознание и заставляет задуматься.
Мы наняли две лодки перед заходом солнца и поплыли мимо людей, собравшихся на ступенях у реки. Древние стены впечатляют! Крематории начали свою работу- грустные события. Мы возвращались и вдруг наша лодка стала давать крен в сторону носа. Лодочники быстро причалили к ограждению и держали лодку за канаты минут эдак 15, при этом они были абсолютно спокойны. Было уже темно, другие прогулочные лодки возвращались на пристань. И мы начали свое движение со смехом, вот так повезло. Доплыли без происшествий. И даже посмотрели вечернее представление, сидя в лодке.
Всего в нескольких километрах от Варанаси находится городок Сарнатх. Считается, что именно здесь Будда прочитал свою первую проповедь, после того как обрёл просветление в Бодхгайе. В этой проповеди, называемой Первым Поворотом Колеса Дхармы, он сформулировал Четыре Благородные Истины и дал понятие Восмеричного Пути. Эти знания стали основой учения буддизма. . В те времена город был известен как Олений Парк в честь Первого Поворота Колеса Дхармы. Согласно легендам, послушать речи Будды приходили олени, в силу того, что его просветлённая речь была доступна не только людям, но и животным.
Наш путь продолжался по железной дороге в Дели. Нас встретили заказанные джипы и мы поехали в Ришикеш. Приехали вечером, успели искупаться в верховьях Ганги, холодная и чистая вода, и маленькая неприятность – ноги сразу  проваливаются в песок по колено, стоять на одном месте нельзя. Сделали групповое фото в воде и далее начался шоппинг - покупка звучащих металлических чаш. Поужинали в ресторане. В многочисленных ресторанах Ришикеша невозможно найти мясных блюд, а огромного размера рыбу, в изобилии плавающую в водах Ганга никто не ловит. Рыба Ганга считается священной, и многочисленные паломники бросают ей корм, так как это считается благодетелью. Ришикеш – город мира и ненасилия, где любое проявление считается священным.
Рано утром опять в путь, нас ждали горы и город Бадринатх. Сложная и опасная дорога нас не пугала, ведь мы уже не первый раз  ехали по ней. Для Леонида это 14 посещение святого города –обитель Бога. Название "Бадринатх" происходит от названия ягоды "бадри". Она съедобная и по вкусу напоминает клюкву.
Бог везде: он в деревьях, в камнях, в воде, под ногами и над головой. Неверующих индусов встретить сложно, для них верить - значит жить. Может быть, поэтому Индия - страна, где Бог до сих пор воплощается на земле
Первый шаг к просветлению - уединение, и Бадринатх, точнее, горы близ него, являются любимым местом отшельников. Именно здесь, по преданию, были написаны Веды. Йог Вьясадева, постившийся много дней, очищая мысли и душу, заслужил внимание Господа. Однажды он почувствовал вибрацию воздуха и понял, что это не просто ветерок, а божественная сила. Вьясадева принял духовный поток и записал каждую вибрацию. Так появились Веды
Храм Бадринатх (Шри Бадри или Вишал Бадри), посвящённый Вишну, был воздвигнут Ади Шанкарачарьей — святым и философом, основателем школы адвайта-веданта, жившим на рубеже VIII-IX веков. С момента своего строительства храм был несколько раз отреставрирован из-за разрушений, вызванных снежными лавинами. В храме установлено 15 божеств (мурти) из чёрного камня, среди которых богиня Лакшми, Гаруда, Шива, Парвати и Ганеша. Восседающий в медитативной позе Вишну — главное и самое древнее божество храма, появившееся здесь, как полагают, в ведический период. Врата храма открыты только шесть месяцев в году. Это связано с экстримальными погодными условиями в Гималаях. У входа в храм находятся священные горячие источники: Тапт Кунд и Нарада Кунд, клубящиеся горячим паром даже в зимние месяцы. В их очищающих водах принимают омовение многочисленные паломники, добравшиеся до этой удалённой от мира святыни.  Мы тоже пытались купаться в них. В женских  закрытых источниках вода около 70 градусов. Начинали обливаться с ног, потом руки, лицо, туловище. Воздух холодный, да и пришли мы сюда в 21,30 час в куртках. В мужских источниках наши ребята купались, там температура около 45 градусов.
Чаранпадука — живописный луг, на котором находится валун с отпечатками стоп Вишну. 
Водопад- его высота 149 метров, идти к нему около 5 км в горы, он   этого стоит. Рядом находятся пещеры. Это чудесное зрелище. Радуга и мелкая водяная пыль. И мы, маленькие человечки внизу .
Селение Мана — это последняя индийская деревня, расположенная у границы с Тибетом. Рядом находится Вьяс Гуфа — горная пещера мудреца Вьясы, составителя Вед; Васудхара — 122-метровый водопад и Бхим Пули — природный горный мост через реку Сарасвати, который, как говорят, соорудил Бхима, герой "Махабхараты". 
Поднимались в горы в сторону границы с Тибетом и спускались к реке Сарасвати . Смотрели на ее быстрое течение, пили холодную воду, некоторые смелые купались. Шум воды ,солнце, горы, чистое небо и бегущие облака навеяли мысли о жизни, о ее быстром беге, о нереализованных целях. Совсем недалеко  за горами (рукой подать) находится гора Кайлаш, озеро Маносаровар. Место –недоступное для человека. Обитель БОГОВ.
Купание в реке Сарасвати. Совсем не чувствуешь холода, хочется вновь и вновь окунутся в эти энергетические потоки.
Каждый год с наступлением холодов (сентябрь-октябрь) главное божество — Бадринатхаджи перевозят в Джошиматх, его зимнюю обитель, а Бадринатх занесённый снегом вплоть до мая, оказывается отрезаным от внешнего мира. Джошиматх — небольшой поселёлок, расположенный на склоне горы, в 44 км южнее Бадринатха, у слияния рек Алакананды и Дхаулиганги. 
И вот в таком неземном месте мы пробыли 5 ночей
Нилакантх или "Царица Гарвала"— гора, возвышающаяся над Бадринатхом.  Из окна  своего номера, каждое утро смотрели , как солнечные лучи освещали эту гору. Вершина горела огнем, но к сожалению, эту минуту фотоаппарат не мог зафиксировать по естественным законам.  Но мы помним эту красоту.   Уезжать не хотелось. Предстояла дальняя дорога обратно - Ришикеш и Дели на джипах Нас еще ждал океан. Из Дели летели самолетом в Мадрасс (Ченнай). Затем Мамаллапурам, устроились в шикарной гостинице- завтрак (шведский стол) и бассейн. Вышел с территории – и вот он, его величество ОКЕАН. Теплая вода, большие волны, внутренние течения присутствуют везде - не давая как зайти в воду так и выйти. Наблюдали за рыбаками ,как умело они используют волну и работают веслами. И вот лодка уже на берегу. Рядом   с гостиницей находился храм.
Построенный в VII веке прекрасный храм на побережье представляет собой конструкцию, состоящую из двух башен. В действительности это два отдельных храма, один из которых обращен на запад, а другой на восток. Храм, обращенный на восток, посвящен Господу Шиве и на алтаре установлена Шива-линга. Другой храм является храмом Вишну, на алтаре которого установлено Божество Господа Вишну, отдыхающего на Ананта Шеше. Божество обращено на восток. Игры Господа Вишну изображены на внешней поверхности стены храма. Для того, чтобы обезопасить храмы от разрушающего влияния океана, по периметру территория обнесена стеной. Эти храмы расположены в километре от города, в непосредственной близости от океана.

К северу от основных достопримечательностей города расположена пещера Тигра (VIII век), храм Мукунданаяра и Атираначханда Мандапа. Пещера тигра расположена в тихом месте приблизительно в пяти километрах от города.
АСКЕТИЧЕСКИЕ ПОДВИГИ АРДЖУНЫ (НИСХОЖДЕНИЕ ГАНГИ)
Эта работа считается одним из величайших произведений искусства Индии. Это артистическое произведение искусства с массивными фигурами слонов по 17 футов высотой. Эта произведение искусства покрывает каменную стену 96 футов на 40 футов и включает в себя ансамбль из 100 скульптур вырезанных из камня, расположенных рядом с храмом Таласаяна.
Существует два рассказа об этих скульптурах. В соответствии с первым, эта композиция описывает Арджуну принявшего покаяние для того, чтобы получить от Господа Шивы могущественное оружие необходимое для уничтожения его врагов. Чтобы засвидетельствовать это с небес, как и со всех концов земли низошли многочисленные небожители. 
Другие историки утверждают, что эта композиция отображает сцену, когда Бхагиратха, совершая покаяние, спас души своих предков. После долгих аскез он привел Гангу на землю. Расселина на камне представляет Гангу, низошедшую на землю

Маяк- с его высоты можно наблюдать окрестности.

Тихий спокойный городок с населением около 12000 человек, город возник в VII веке н.э. как порт.
С эпохи Паллавов (VII—IX вв.) сохранились разнообразные памятники монументальной скульптуры и зодчества, вырубленные в монолитных скалах и насыщенные буддистскими мотивами:
§                     прибрежный храм — смыт в море во время великого цунами 2004 года, впоследствии восстановлен;
§                     небольшой скальный храм Вараха;
§                     гигантские рельефы со сценами покаяния Арджуны и сошествия с неба Ганга;
§                     храм Панча Рата — пять исполинских каменных колесниц, которые наречены именами пандавов.
Все эти памятники входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Наше путешествие продолжалось в городок Канчипурам (Канчи) - религиозный и культурный центр Южной Индии
На самом деле в современном Канчи 108 шиваитских и 18 вайшнавских храмов. Центр одноимённого района в штате Тамилнад
Время основания Канчипурама теряется во тьме веков.

Вот так мы провели время. Нужно возвращаться домой, где нас ждут родные , знакомые, город в котором мы работаем и учимся жить

А теперь немного из жизни Будды.
Согласно достоверным историческим данным принц Сиддхарта Гаутама родился в VI веке до нашей эры в семье махараджи по имени Шудходана. Данное ему имя означало «добившийся цели». Рождению мальчика предшествовали многочисленные пророчества, предрекавшие ему стезю или могущественного властителя, или странствующего отшельника. Отец предпочёл, чтобы сбылось первое из предсказаний, и сделал всё для того, чтобы сын не покидал пределов дворца. Мать Сиддхарты Мая умерла через семь дней после рождения сына. Сиддхарта прожил во дворце отца двадцать девять лет, не ведая забот и страданий. Однако, текущая за стенами дворца, неизвестная жизнь оставалась недоступной. Поддавшись на уговоры Сиддхарты, отец организовал ему торжественное шествие за пределы дворца, предварительно приказав убрать с улиц всех больных и стариков. Тем не менее, Сиддхарте удалось скрыться от сопровождавшей его процессии, он удалился в одну из подворотен и вдруг увидел жизнь, такой как она есть. Он удивился тому, что люди подвержены страданиям и болезням, стареют и умирают. Эта «новость» лишила его покоя. Как-то ночью, он решил тайком покинуть отчий дом, поклявшись найти способ помочь людям. Он примкнул к странствующим аскетам и на протяжении долгих лет скитался с ними в лесах, истязая плоть, пытаясь достичь единения Атмана и Брахмана, Души и Космоса. Но, в конце концов, он отказался от аскетизма и открыл для себя новый путь, путь самосозерцания и медитации. И аскеза, и медитация не были чем-то новым для Индии, однако вывод сделанный Сиддхартой был очень важным, и вошёл в историю как «серединный путь» – отказ от сурового аскетизма, убивающего тело и праздной лености, закрывающей путь к знанию. Он долго медитировал, пока недалеко от селения Гая, сидя под сенью огромного баньяна, в течение трёх ночей он не достиг просветления. Чего же он достиг?
В первую ночь он увидел все свои многочисленные предыдущие перерождения. Он узнал, что 83 раза он был святым, 58 раз – царём, 24 раза – монахом, 18 раз рождался обезьяной, 13 раз был торговцем, 12 раз был курицей, 8 раз – гусём, 6 раз – слоном, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой и зайцем. Всего 550 перерождений.
Во вторую ночь Сиддхарта познал закон, управляющий бесконечным циклом рождения, смерти и перерождения. Он назвал его «Дхарма», так же стали называть и само учение Сиддхарты, которое он проповедовал до конца жизни, а его самого – Буддой, что значит «пробуждённый».
Будда открыл, что каждая часть Вселенной, а не только люди, подвержена изменению и разложению. Всё, что создано – должно исчезнуть. Все части Вселенной и человечества не совершенны и не независимы от других систем. Они состоят из множества элементов, которые находятся в непрерывном движении, постоянно разъединяясь и соединяясь в новые комбинации. Этой перегруппировкой управляет закон. В мире живых существ этот закон выражается причинно-следственной связью, именуемой «карма».
В течении третьей ночи Будда познал Четыре Благородные истины:
  1. Знание страдания. Рождение есть страдание, старение есть страдание, болезнь есть страдание; беспокойство, несчастье, боль, разочарование и отчаяние есть страдание; невозможность получить желаемое тоже есть страдание.
  2. Причина страдания. Заключается в желании и невежестве.
    «Но в чём состоит благородная истина о причине страдания? Она – в желании, которое является причиной перерождений, oна в жажде и привязанности, желании чувствовать, желании быть, желании разрушить себя».
  3. Освобождение от страдания. Страдание должно быть полностью уничтожено – это основная цель буддизма. Это полное освобождение от перерождений (сансары) и погружение в нирвану.
  4. Путь освобождения от сансары. Следование Благородному Восьмеричному Пути. Это должно определять образ жизни.
Благородный Восьмеричный Путь.
  1. Правильное знание, воззрение, принятие Четырёх Благородных Истин.
  2. Правильное отношение, мышление- стремление к доброй воле, миролюбивости, отказ от чувственных желаний, ненависти и злобы.
  3. Правильная речь – ложь, болтовня и сплетни – вне закона.
  4. Правильные действия. Определяют спектр морального поведения. Не убийство, не воровство, супружеская верность.
  5. Правильное занятия – способ зарабатывания себе на жизнь не должен приноситъ вреда другим.
  6. Правильное усилие. Злобные порывы следует подавлять, а добрые поощрять для развития добрых слов и поступков.
  7. Правильное сознание. Внимание, тщательное взвешивание мыслей, слов, поступков и эмоций, не поддаваться на позывы желаний.
  8. Правильное самообладание. Путь концентрации служит для освобождения от всего, что тянет назад.
Первая и вторая части Восьмеричного Пути имеют отношение к самосозерцанию. Третья, четвёртая и пятая – к морали. Шестая, седьмая и восьмая – к духовной дисциплине. Эти правила не суровы, и не строги – это срединный путь без крайностей аскетизма или необузданности.
В четвёртую ночь Будда познал Три Характеристики Бытия:
  1. Все составляющие бытия преходящи. Всё, что мы считаем постоянным – ни что иное, как последовательность событий. Наши желания и потребности создают иллюзию постоянства.
  2. Все составляющие бытия лишены своего «Я». Наше заблуждение в том, что мы думаем, будто состоим из неизменного «эго». Отсюда – все наши привязанности.
  3. Все составляющие бытия исполнены страданий. Человеческая природа никогда не может удовлетвориться непостоянством
Второе философское открытие, сделанное им в четвёртую ночь – теория причинности или закон взаимозависимого происхождения. К этому времени в мире были распространены в основном два вида философских подходов – этернализм и нигилизм. Подход этернализма представлен в классических древнеиндийских ведах, согласно которым, человеческая личность вечна. Но это не является доказуемым, поэтому порождает желания и приводит к страданиям. Нигилизм же заключается в утверждениях о том, что все события не связаны между собой, что противоречит повседневной практике, а так же исключает излечение любой болезни. Доктрина Срединного Пути Будды утверждает о том, что всё непостоянно, однако всё подчиняется причинно–следственной связи согласно трём характеристикам причинности – объективности, необходимости, неизменности и обусловленности. Подобный подход помог Будде глубже истолковать закон кармы, нежели это было сделано в индуизме. Будда увидел, что избавление от сансары или циклического перерождения в шести мирах существования зависит от самого человека, от очищения им своей кармы и сознательной работы над собой.
Открывший всё это Сиддхарте познал все законы мироздания и путь в Нирвану. Он решил немедленно этим воспользоваться. Однако бог Брахма попросил Сиддхарту не поддаваться на искушение, и поделиться с людьми своими знаниями. В течение последующих 44 лет Будда проповедовал своё новое знание, подавая его по-разному, согласно различным способностям его слушателей. Первая такая проповедь была дана им в Оленьем парке Сарнатха неподалёку от Варанаси, во время которой он поведал о Четырёх Благородных Истинах и Восьмеричном Пути. Именно это учение, данное в Сарнатхе получило название Первого Поворота Колеса Дхармы. В городке Раджгир он совершил Второй и Третий Повороты Колеса Дхармы, где преподал глубокие философские и эзотерические основы учения. Благодаря тому, что учения Будды преподавались на разных уровнях, в дальнейшем возникло несколько направлений буддизма.
Будда закончил свой жизненный путь в городке Кушинагар, где обрёл великое освобождение, называемое в буддизме Паранирвана.
 Все наше путешествие можно увидеть в МОЕМ АЛЬБОМЕ , остальные фото скоро будут добавлены.


С любовью , Нина!

1 комментарий:

  1. Замечательное у Вас путешествие получилось. Завидую по-доброму

    ОтветитьУдалить